Концепция развития приведена по состоянию на апрель 2002 г.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
Основной целью филиала РГГУ в г.Кашире является удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном,
культурном и нравственном развитии посредством предоставления высшего профессионального образования и квалификации
в избранной области профессиональной деятельности.
Задача филиала заключается в организации и обеспечении эффективного, устойчивого механизма обучения студентов
непосредственно по месту их проживания в г.Кашире, в обеспечении процесса образования в соответствии с установленными
государственными стандартами, в обеспечении гарантий доступности качественного гуманитарного образования.
Создание в г.Кашире регионального центра гуманитарного образования путем обеспечения планомерной, качественной подготовки
специалистов-гуманитариев соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, свободно владеющих своей профессией
и ориентированных в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов,
готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Одной из важнейших задач на данном этапе
деятельности филиала является необходимость зарекомендовать себя как структуру первого в России государственного гуманитарного университета,
воплощающего в жизнь новую модель высшего гуманитарного образования, имеющего для этого необходимую материально-техническую базу,
обеспеченность высококвалифицированными преподавательскими кадрами.
Основными средствами и методами достижения указанных целей и задач является создание в г.Кашире современной учебно-материальной базы
с использованием современного оборудования и учебно-методической литературы, беспечение высококвалифицированными
профессорско-преподавательскими кадрами, совершенствование учебного процесса, обеспечивающего оптимальные условия студентам
для успешного освоения учебных программ.
2. СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время на базе филиала РГГУ в г.Кашире обучается 350 студентов. Обучение осуществляется по заочной форме.
Подготовка осуществляется по следующим специальностям: юриспруденция (021100), психология (020400), финансы и кредит (060400),
экономика и управление на предприятии (060800).
Обучение проводится по следующим программам: полная (5лет), сокращенная (4 года, для лиц, имеющих среднее профессиональное образование
соответствующего профиля), сокращенная (3-4 года, для лиц, имеющих высшее профессиональное образование).
Обучение проводится в помещении средней образовательной школы №4 г.Каширы (договор аренды сроком на 5 лет). В настоящий момент,
арендуемая для обеспечения образовательной деятельности площадь, составляет 500 кв.м. В связи с тем, что данная школа работает
по пятидневному учебному графику, обучение студентов проводится только в выходные (праздничные) дни, а также в дни школьных каникул.
Данный факт создает определенные неудобства как для студентов, так и для профессорско-преподавательского состава.
Существуют определенные трудности в обеспечении библиотечного учебно-методического фонда в связи с малым сроком существования филиала (1,5 года).
С учетом развития предусмотрена поэтапная передача в аренду площадей (аудиторного фонда) школы №4 для обеспечения образовательной
деятельности в филиале РГГУ в г.Кашире: на 01.09.2002г. – 1000 кв.м., на 01.09.2003г. - 1500 кв.м., на 01.09.2004г. - 2000 кв.м.
Также в настоящее время на рассмотрении в Администрации Каширского района находится ходатайство о предоставлении для обеспечения
наибольшей эффективности образовательного процесса РГГУ в г.Кашире здания (помещения), отвечающего современным требованиям обеспечения
подготовки специалистов по программам высшего профессионального образования в соответствии с действующим государственным стандартом.
3. НАПРАВЛЕНИЯ, ПРИОРИТЕТЫ, ПРИНЦИПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Главным направлением деятельности филиала РГГУ в г.Кашире является обеспечение устойчивого образовательного процесса:
- наличие помещения для создания условий эффективного процесса обучения студентов;
- создание библиотечного фонда учебной и методической литературы, способного удовлетворить потребность студентов для успешного освоения дисциплин;
- создание базы электронной библиотеки;
- наличие компьютерного класса, как условие создания единой информационно-образовательной среды на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих создать наиболее полноценным процесс обучения и использования электронных видов информации;
- разработка наиболее эффективных методов преподавания дисциплин с использованием современных технологий;
- совершенствование образовательного процесса путем внедрения современных и эффективных форм, методов и технологий обучения;
- систематизация опыта работы для обеспечения и внедрения наиболее эффективных и доступных методов образовательного процесса;
- расширение списка специальностей, по которым ведется подготовка, форм, методов обучения.
Внедрение в образовательный процесс профессиональной переподготовки специалистов по дополнительным профессиональным образовательным программам.
Для обеспечения процесса обучения студентов планируется создание компьютерного класса с возможностью использования базы электронной библиотеки.
4. СТРУКТУРА ФИЛИАЛА
В настоящее время филиал имеет следующую структуру:
1.Административно-управленческий персонал, обеспечивающий выполнение функций по административно-хозяйственному управлению филиалом,
учебно-организационной работе и обеспечению финансово-экономической деятельности.
2.Учебно-вспомагательный персонал, осуществляющий функции по организации и осуществлению учебно-методической работы.
Опыт практической работы показывает, что имеется необходимость введения в штат учебно-вспомогательного персонала (методический кабинет)
работника на которого должны быть возложены функции по ведению библиотечного фонда, непосредственно обеспечивающего студентов
учебно-методическими материалами как на бумажных, так и на электронных видах носителей.
В связи с дальнейшим внедрением и использованием дистанционных технологий обучения на базе современных информационных и
телекоммуникационных технологий необходима должность специалиста, обеспечивающего должную эксплуатацию электронного оборудования и средств.
5. ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ
На данный момент филиал РГГУ в г.Кашире имеет следующую техническую оснащенность:
1. Компьютеры - 20 ед.
2. Принтеры - 5 ед.
3. Модемы - 2 ед.
4. Сканеры - 3 ед.
5. Ксерокопировальная техника – 3 ед.
6. Аудиотехника - 2 ед.
Данная оргтехника применяется для организации и осуществления учебно-методической работы сотрудниками филиала. Имеется компьютерный класс
для обучения студентов, а также для использования в процессе освоения учебных программ как с возможностью выхода на интернет,
так и возможности пользования учебных материалов на электронных носителях.
Для обеспечения качества учебного процесса необходимы:
- проекционное устройство для просмотра слайдов или проекции графических материалов с увеличением на экран;
- усилитель звука для использования при проведении лекционных занятий в больших аудиториях;
- видеотехника (телевизор, видеомагнитофон);
- создание компьютерной сети (компьютерный, итальный класс), дающей доступ студентам к информационным ресурсам;
- возможность использования дискового пространства на серверах для работы и размещения собственной информации.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
На данном этапе основными моментами в организации учебно-методической работы является:
- составление расписаний и графиков проведения занятий;
- составление рабочих учебных планов;
- обеспечение комплектования учебной и учебно-методической литературы;
- привлечение профессорско-преподавательского состава для работы в филиале;
- ведение установленной формы учета и отчетности;
- методическая работа с профессорско-преподавательским составом;
- методическая работа со студентами.
Формирование профессорско-преподавательского состава осуществляется в соответствии с порядком установленным УРРЦЭ.
Для обеспечения процесса преподавания дисциплин привлекается также преподавательский состав непосредственно по месту нахождения
филиала в г.Кашире (в частности для преподавания иностранных языков, информатики и др.).
На данном этапе развития филиала необходима четкая координация действий учебно-методического персонала филиала и
учебно-организационного отдела УРРЦЭ по неукоснительному выполнению учебных расписаний, а также отлаженный механизм взаимодействия
учебной части и методического отдела по организации и обеспечению учебного процесса.
7. МЕСТО И РОЛЬ ФИЛИАЛА РГГУ В Г.КАШИРЕ
В настоящее время филиал РГГУ в г.Кашире является единственным высшим учебным заведением гуманитарного образования. Большая часть
студентов это работники местных предприятий, учреждений и организаций. Два первых набора показали, что на данный момент филиал имеет
более высокий рейтинг по сравнению с другими высшими учреждениями в данном регионе.
Однако необходимо учесть, что в г.Кашире осуществляет образовательную деятельность филиал МГАПИ, который также ориентируясь на рынок
открыл подготовку ВПО по специальностям: «Юриспруденция», «Финансы и кредит».
Основное достоинство нашего филиала, что он обеспечивает возможность получения гуманитарного образования непосредственно по месту проживания.
Необходимыми условиями существования и развития филиала необходимо считать:
- Прогнозирование потребностей рынка труда в специалистах, подготовка которых ведется на базе филиала в г.Кашире. Приближение
профессионального образования к потребностям регионального рынка.
- Радикальное улучшение материально-технической базы, дающей полное и эффективное обеспечение процесса подготовки специалистов.
- Активное использование современных форм, методов и технологий обучения.
- Обеспечение высокого уровня преподавания дисциплин.
- Наличие кадров, способных обеспечить четкую, слаженную работу по организации учебного процесса, индивидуальный подход к каждому студенту.
- Создание условий студентам для полного, эффективного освоения дисциплин согласно учебных планов.
- Установление размера оплаты за обучение в соответствии с уровнем оплаты труда в данном регионе, а также в соответствии со спросом на
получение образования по соответствующей специальности.
Определение компетенции между филиалом и УРРЦЭ необходимо рассматривать в соответствии со складывающимися условиями работы, исходя
из накапливающегося опыта. При необходимости отнесения тех или иных вопросов деятельности к разрешению их на разных уровнях следует
руководствоваться прежде всего экономической целесообразностью. Следует осуществлять более гибкое соотношение в вопросах компетенции,
чтобы это способствовало эффективному, рациональному, принятию тех или иных решений.
Своеобразие филиала РГГУ в г.Кашире состоит прежде всего в том, что он является первое структурное подразделение высшего учебного
гуманитарного заведения. До настоящего времени в г.Кашире и расположенных рядом городах существуют только подразделения технических
высших учебных заведений. Таким образом появление филиала РГГУ в г.Кашире предоставило возможность получения высшего профессионального
гуманитарного образования непосредственно в данном регионе. В конечном итоге это дало мощный потенциал в разрешении кадровых вопросов
для многих учреждений, предприятий и организаций различных сфер деятельности, а это немаловажный фактор устойчивого экономического
развития региона в целом. Уже сейчас многие студенты занимают руководящие должности в различных структурах городского управления,
в банковской сфере, в правоохранительных органах, которые уже сейчас применяет свои теоретические познания в практической деятельности
и от того, как успешно будут претворятся в жизнь, полученные в университете знания, будет определятся престиж получения гуманитарного
образования в филиале Российского государственного гуманитарного университета в г.Кашире, перспективы его развития.